«25 историй, 25-летие музея Алесси», фото © Лодовико Колли ди Фелиццано
Музей Алесси, спроектированный Алессандро Мендини в 1998 году, содержит коллекцию из более чем 25 000 предметов, включая прототипы, формы, незавершенные проекты, первоначальные версии, рисунки и эскизы, рассказывающие историю компании, основанной в Оменье в 1921 году Джованни Алесси. специализируется на производстве изделий из дерева и металла. Чтобы отпраздновать 25-летие музея и отдать дань уважения людям и идеям, которые сформировали эволюцию фирмы, в миланском выставочном зале Алесси организовал небольшую ценную выставку, которая будет открыта до 30 сентября.
«25 историй, 25-летие музея Алесси» — это не выставка предметов, а собрание повествований. Фактически, каждая серия представленных объектов была выбрана для истории, которую она способна рассказать и сегодня. «Наш музей — это необыкновенный контейнер историй, которые я открываю для себя до сих пор, после многих лет работы», — говорит Франческа Аппиани, куратор музея Алесси. «Это самый захватывающий аспект нашей коллекции: материалы, которые мы храним, — это живые документы, говорящие о коллективной работе, объекте промышленного дизайна, результате встречи дизайнера и всех профессиональных навыков, присутствующих в компании. Чтобы обнаружить их, просто зайдите в музей и начните слушать».
«25 историй, 25-летие музея Алесси», фото © Лодовико Колли ди Фелиццано
Во второй половине 1990-х годов Альберто Алесси, нынешний президент Alessi, решил создать музей для экспериментов, прототипов и рисунков, которые он получал год за годом, все быстрее и быстрее, от дизайнеров со всего мира. . Он обсудил это с Алессандро Мендини, и результатом стал архитектурный проект. Так началась история музея, проиллюстрированная на этой выставке.
На выставке представлены иконы (от таких, как Этторе Соттсасс, Майкл Грейвс и Мишель Де Лукки) до экспериментов и даже провалов, а раздел посвящен тем проектам, которые не совсем сработали, демонстрируя тонкую грань, которую нужно пройти, чтобы создать. хороший дизайн и выражение безграничного стремления Алесси к инновациям.
Алесси, «Чай и кофе», дизайн Майкла Грейвса, 1983 г. Фото © Lodovico Colli di Felizzano
В 1983 году Алесси представил результаты проекта под названием «Площадь чая и кофе». Экспериментальная операция, координируемая Алессандро Мендини, исследовала мир международной архитектуры в поисках новых талантов, способных обновить язык дизайна предметов домашнего обихода. В работе приняли участие десять архитекторов: Майкл Грейвс, Ханс Холляйн, Чарльз Дженкс, Ричард Мейер, Паоло Портогези, Альдо Росси, Стэнли Тайгерман, Оскар Тускетс, Роберт Вентури, Казумаса Ямасита и сам Мендини. Авторам было предложено подойти к оформлению чайно-кофейного сервиза очень свободно, не обусловленное логикой массового производства. Предложенная тема — результат четкого культурного выбора: «микроархитектура» стола, где поднос ограничивает пространство («квадрат»), в котором элементы сервиза расположены как миниатюрные здания. Серебряные сервизы изготавливаются вручную: свобода выражения, предоставленная авторам, привела к необыкновенным формам, которые невозможно было создать промышленным способом.
Алесси, 9090, дизайн Ричарда Саппера, 1979. Фото © Lodovico Colli di Felizzano
«Я считаю Алесси промышленной исследовательской лабораторией, целью которой является постоянное посредничество между необъятностью творческого потенциала и потребностями или, скорее, мечтами публики. В нашей исследовательской деятельности мы работали с несколькими сотнями самых ярких дизайнеров разных десятилетий. Их работа документирована тысячами рисунков и прототипов, хранящихся в нашем музее». Такими словами Альберто Алесси описывает компанию и то, как ее практика документируется материалами, хранящимися в музее. Интересно следить за процессом, который ведет от идеи к продукту через чертежи и прототипы, узнавать, как изначально был задуман объект, его постепенное определение, размышления и неудачи. Кофеварка для эспрессо 9090, разработанная Ричардом Саппером в 1979 году, является подходящим примером этого процесса. Рожденная из желания создать кофеварку, которую можно было бы открыть простым жестом, она изначально была задумана с совершенно другой формой, чем та, которая была определена в конце ее разработки.
Алесси, Джуси Салиф, дизайн Филиппа Старка, 1990. Фото © Lodovico Colli di Felizzano
Метафора хорошего садовника – чуткого, внимательного и терпеливого – позволяет нам понять практику Алесси. Хороший садовник сеет то, что считает правильным, но хорошо обрабатывает почву, чтобы принять новые растения, и полон внимания, когда появляются первые побеги, проявляя большую заботу, чтобы дать им возможность проявить свой потенциал. Он знает, что может рассчитывать и на неожиданные семена, принесенные ветром. Хорошие проекты приходят тогда, когда они решают: трудно делать произведения искусства на заказ; несмотря на все усилия, они часто следуют непостижимым и непрограммируемым ритмам. Прямым следствием художественной натуры Алесси является то, что хорошие проекты нельзя заказывать по желанию: нужна правильная чуткость и вдохновение, а если момент неподходящий, его приходится ждать. В музее представлено множество проектов, отражающих этот процесс, например, соковыжималка Juicy Salif, один из самых известных продуктов Alessi, дизайн которого стал ответом на запрос на новый поднос.
Алесси, Анна Г. (прототипы), дизайн Алессандро Мендини, 1994 г. Фото © Lodovico Colli di Felizzano
В инсталляции, посвященной 25-летию Музея Алесси, мы не можем не отдать должное его дизайнеру Алессандро Мендини. Сотрудничество этого незабываемого автора и Алесси не ограничивается одним лишь музеем, оно было настолько особенным, что его сложно описать в нескольких словах. Он был официальным историографом компании, а в 1979 году создал Paesaggio Casalingo («Домашний пейзаж»), историческое исследование роли Алесси в индустрии товаров для дома с 1921 года. Как дизайнер, он создавал объекты, которые стали культовыми, например, улыбающуюся Анну Джи. , штопор. В качестве архитектора он спроектировал фасад и две пристройки фабрики Алесси в Крузиналло-ди-Оменья, а также различные временные выставки, посвященные истории и исследованиям компании. Наконец, будучи менеджером по дизайну, он задумал и скоординировал некий проект, превративший Алесси в настоящую исследовательскую лабораторию в области прикладного искусства.
Алесси, «Чайные и кофейные башни», дизайн Грега Линна, 2003 г. Фото © Lodovico Colli di Felizzano
Двадцать лет спустя проект Tea & Coffee Towers преследовал те же цели, что и Tea & Coffee Piazza. Были приглашены двадцать два архитектора: Вито Аккончи, Уильям Олсоп, Виль Аретс, Хуан Наварро Бальдевег, Шигеру Бан, Гэри Чанг, Дэвид Чипперфилд, Дентон-Коркер-Маршалл, Дезсо Эклер, Массимилиано и Дориана Фуксас, Future Systems, Заха Хадид, Тойо. Ито, Том Ковач, Грег Линн, Morphosis, MVRDV, Жан Нувель, Доминик Перро, SANAA, UNStudio и снова Алессандро Мендини, который также был координатором проекта. Выбранная тема та же: чайно-кофейный сервиз, определенный Мендини как «символический, плотный, церемониальный, образцовый в истории предмет домашнего обихода». Тема, подходящая для перевода и запуска в небольших масштабах видений мира, языков, предложений материалов, света, цветов, техник и процессов, которые эти архитекторы размещают в большом масштабе». Архитекторы имели такую же свободу в решении предложенной темы, что отражено в двадцати двух проектах, полных беспрецедентных культурных, эстетических, антропологических и технологических идей.


