В Берлине открылся музей Fotografiska студии Айсслингера
Немецкая студия-практик aisslinger завершает дизайн интерьера нового музея Fotografiska в Берлине. Международный фотоцентр открыл свои двери 14 сентября 2023 года в залах бывшего арт-центра Kunsthaus Tacheles на Ораниенбургерштрассе в районе Митте, став четвертым местом расположения музея после Стокгольма, Таллинна и Нью-Йорка. На территории площадью 5500 кв. м расположено множество залов для выставок, мероприятий и гастрономии, включая ресторан, два бара, кафе, пекарню, магазин и бальный зал. Дальнейшие помещения предназначены для конференций и совместной работы. Таким образом, Fotografiska использует все помещения Tacheles, от первого этажа до пяти верхних этажей и террасы на крыше.
В целом студия Aisslinger спроектировала интерьер как связующее звено между старым и новым, добавив новые слои к историческим особенностям. В список включено не только здание, которое первоначально было открыто как универмаг в 1909 году, но и граффити, помеченные в период с 1990 по 2012 год во время существования объекта как Kunsthaus Tacheles, также не разрешалось повреждать.
изображение © студия aisslinger
понимание истории Fotografiska Tacheles
Незадолго до запланированного сноса в феврале 1990 года инициатива художников Tacheles заняла остатки здания, недавно поднятого студией Aisslinger (подробнее здесь), на углу Ораниенбургер-штрассе и Фридрихштрассе. Первоначально открытое в 1909 году как Пассаж Фридрихштрассе, здание было тем самым спасено от неминуемого разрушения и стоит по сей день. После частичного сноса в 1980-х годах некогда второй по величине торговый пассаж в Берлине превратился в не более чем печальный остаток чрезмерно амбициозных проектов универмагов начала 20-го века. Примерно через пятнадцать лет после своего первого торжественного открытия немецкая компания по производству электротехнического оборудования AEG перепрофилировала универмаги, которые за это время дважды столкнулись с банкротством, переименовав их в «Дом технологий».
Впоследствии, в эпоху национал-социалистов, Немецкий трудовой фронт и СС использовали его в качестве своей штаб-квартиры. В эпоху ГДР Федерация свободных немецких профсоюзов в конечном итоге завладела зданием, которое, несмотря на повреждения, связанные с войной, оставалось в относительно хорошем состоянии, а затем с годами начало постепенно ухудшаться. Две структурные оценки рекомендовали снос к концу 1960-х и середине 1970-х годов, который в конечном итоге начался в 1980 году. В конечном итоге его судьбу спасло то, что группа Тахелес заняла оставшееся строение, что привело к остановке сноса 13 февраля 1990 года. Со временем название группы изменилось. «Тахелес» – первоначально музыкальный ансамбль – стал синонимом самого здания, превратив бывший храм потребительства в пространство для открытого выражения, диалога и дебатов.
изображение © Патрисия Паринежад
До 2012 года Тахелес был культурным центром Берлина после воссоединения. В нем располагались мастерские художников, выставочные залы, артхаусный кинотеатр и два просторных зала для концертов, чтений и театральных представлений, что сделало его культовым символом Берлина 1990-х годов. Тем не менее, долгосрочная цель здания оставалась неопределенной. С момента его окончательной продажи в 2014 году предпринимались попытки вдохнуть в комплекс новую жизнь, сопровождаясь представлением привлекательного долгосрочного плана использования. Существующая структура сохранялась на протяжении всего этого процесса, выходя за рамки архитектурных остатков и включая остатки модификаций, сделанных во время различных воплощений 20-го века. Примечательно, что многие стены и двери украшены замысловатыми граффити, которые теперь считаются охраняемыми историческими артефактами.
изображение © Патрисия Паринежад
редизайн: баланс старого и нового
Задача и миссия, возложенные на студию Aisslinger, заключались в том, чтобы установить мост между остатками и отголосками уникальной истории этого места и расцветающей новой эрой. Таким образом, интерьер музея Фотографиска сохраняет баланс между старым и новым благодаря особой заботе о следах прошлого. По сути, дизайн предполагает глубокую связь между новыми структурами и существующим веществом, не пытаясь объединить их. Вместо этого, как и в технике прививки в виноградарстве, цель состоит в том, чтобы сформировать гетерогенное образование. Грубое и отчасти дикое очарование строения сочетается с домашним комфортом и пуристическими элементами. Дерево и натуральный камень сочетаются с бетоном и сталью, а декоративные ткани, пушистый бархат и многочисленные растения добавляют чувственный элемент, создавая пространственное ощущение разных периодов, как своего рода коллаж.
изображение © Патрисия Паринежад
Следуя своей потрясающей эстетике, новые помещения Музея Фотографиска в Берлине призваны стать центром культуры, кулинарных изысков и мероприятий. В отличие от классических музеев, Fotografiska Berlin открыта до 23:00. Посетители могут совместить экскурсию по выставке с посещением ресторана или бара – до или после. Пекарня, кафе и магазин на первом этаже открывают здание с видом на город и создают связь с районом. Гибридная концепция позволяет частному музею существовать, не полагаясь на государственное финансирование. Это уникальное место в Берлине, символизирующее дух и творческую энергию эпохи после воссоединения, возвращается к жизни. «Мы хотим смотреть в будущее, принимая во внимание прошлое. И сделать это в непринужденной обстановке. Это очень по-берлински», — говорит основатель студии Вернер Айсслингер.
изображение © Николо Ланфранчи
изображение © Николо Ланфранки